Метод профессора Халлима Калера из Берлина представляет собой непривычное и, я бы сказал, уникальное исследовательское и прикладное явление. X. Калеру, с которым я знаком много лет и имел возможность лично ознакомиться с теоретико-методологическими и прикладными аспектами его разносторонней деятельности, удалось сочетать приемы и методы диагностической и лечебной работы как Западной, так и Восточной медицины (Калер, хотя и проживает в Германии, довольно часто бывает в Индонезии, откуда он сам родом). Проникновение восточных методов подхода к больным, в частности, тибетской медицины, началось в Европе еще в XIX веке (в России следует упомянуть, в первую очередь, бурята П. Бадмаева). Но все эти восточные методы, как правило, встречали у официальной медицины настороженное, а зачастую отрицательное отношение, то же самое, но гораздо в меньшей степени следует отнести и к гомеопатии, переживающей в настоящее время некоторый подъем в нашей стране (X. Калер, кстати сказать, пользовался многими приемами учения основоположника гомеопатии Самуэля Ганемана, памятник которому можно и, сейчас, увидеть в Лейпциге).
Но гомеопатия это, конечно, не главное, чем обосновывает свое учение X. Калер. Это, в первую очередь, — традиционная китайская медицина (диагностика по пульсу, языку и пр.), глазная диагностика индийской Аюверды, использование изобретенного автором проективного Базового эмоционального структурирующего теста (БЭСТ), а также медитации в традициях индуизма, ведущего свое начало от древнейших философско-религиозных Вед. И в создании своего оригинального теста, и во многом другом X. Калер опирается на привычную нам западную медицину и философию, упоминая Фрейда, Роджерса, Маслоу, Фромма, Крепелина и Павлова. Подобное переплетение западной и восточной мысли редко встречается в мировой специальной медицинской литературе, а в нашей стране это, можно сказать, исключительное явление. Явление, с которым желательно ознакомиться отечественным медикам, в первую очередь, психиатрам, психотерапевтам, а также медицинским психологам. Я не специалист по акупунктуре, но думаю, что концепция, предлагаемая автором этой весьма оригинальной и непривычной для нашего читателя книги, представляет особую ценность для тех, кто непосредственно занимается иглоукалыванием при различных заболеваниях.
Что же касается применения для лечения больных шизофренией т.н. психопунктуры, то хочу заметить, что это своеобразное заболевание человека до сих пор имеет различные толкования у психиатров, которые я здесь перечислять не буду. Скажу только, что не только в психиатрии, которой я занимаюсь не один десяток лет, но и в общей медицине последнее время все более и более часто можно увидеть смену парадигмы — переход от организмо-центрического к эволюционно-экологическому (холистическому) подходу к больному или заболевающему человеку. Насколько психопунктура воздействует на биологические аспекты шизофрении, мне судить трудно (хотя X. Калер об этом кратко упоминает, говоря пока предположительно о воздействии на соответствующие нейрорецепторы по аналогии с допамином). Мне кажется несомненной, помимо холистического подхода к больному шизофренией с учетом его личностных и духовных особенностей, психотерапевтическая ценность психопунктуры (разумеется, в сочетании с биологическими методами лечения, в частности, с психотропными препаратами, которые нередко применяются неразумно, приводя к полипрагмазии).
Я не сомневаюсь в том, что метод X. Калера вызовет немало критических замечаний и возражений со стороны многих моих коллег, но вполне уместно отметить, приводимое в работе X. Калера, высказывание Альберта Эйнштейна: «Имейте веру: знайте, что непостижимое для нас реально существует, проявляя себя как высочайшая мудрость и сияющая красота». Были бы только квалифицированные специалисты в этой области, а с ними у нас пока плохо.
Заслуженный деятель науки России, доктор медицинских наук
профессор М. М Кабанов